Жан-Мишель Жарр (Jean-Michel Jarre), французский композитор и легенда электронной музыки, провёл масштабный концерт в виртуальной реальности — в специально созданном к выпуску его нового альбома городе Оксивиле (Oxyville) в метавселенной «VRChat». Вход по ограниченному количеству билетов и акцент, смещённый с массовости на качество личного переживания, не помешали концерту стать одним из самых популярных VR-мероприятий. А город в итоге откроется к посещению всеми желающими.
Названием город обязан альбому «Oxymore» (фр. «оксюморон», художественный приём сочетания несочетаемого; это также отсылка к самому известному альбому Жана-Мишеля «Oxygen»). Здания и обитатели Оксивиля созданы с мыслями о первых электронных музыкальных инструментах, а атмосфера — о 20-х годах прошлого века, фильмах «Метрополис» и «Кабинет доктора Калигари».
Посетителей встречал холл, провоцирующий тесное скопление аватаров в ожидании начала. Атмосферу поддерживал дресс-код: гостей просили сменить красочные аватары VRChat на стандартные для всех минималистичные образы, которые будто превращали людей в жителей города — действующих лиц перфоманса. Выход из холла в город удивлял неожиданными масштабами происходящего.
Оксивиль представляет собой огромный аудиовизуальный перфоманс. По нему можно будет путешествовать свободно, осматривая части мегаполиса в любом порядке и с вниманием к тщательно продуманным деталям. Концерт 21–23 января подразумевал последовательную историю из 11 музыкальных треков. Каждый из них гостям предлагали встречать в специально созданном районе. Длина путешествия-альбома составляет 50 минут. Для всех групп посетителей Жарр провёл семь сессий почти на шесть часов.
Живой концерт Жарра транслировался на размещённых по всему городу экранах. Гостей погружали в качественный бинауральный звук, параллельно знакомя с миром роботов Оксивиля, наполненным самостоятельными персонажами, движением и отсылками к творчеству Пьера Анри (Pierre Henry), французского композитора и одного из пионеров конкретной музыки, авангардного музыкального течения ХХ века.
Иммерсивный концерт проходил одновременно на двух площадках: на реальной сцене фестиваля «Hyper Weekend» в Maison de la Radio в Париже и в VRChat. Ковидные ограничения вынудили организаторов выступления на фестивале сократить количество возможных гостей до 200. На помощь пришла виртуальная реальность, в которой на него пришли около тысячи человек из разных стран, включая США, Италию, Данию, Словению, Великобританию и Россию.
Фанаты в Париже общались с Жарром, задавая ему вопросы и выражая признательность за творчество. А после очной сессии музыкант облачился в аватар VRChat и так же лично встретился с гостями виар-сцены, что при обычной видеотрансляции было бы невозможно.
За проектом стоит международная команда из России, Франции, Германии, Италии и Тайваня под руководством студии «VRrOOm». С российской стороны участие приняли арт-директор и автор визуального стиля города, разработавший его совместно с Жарром, Павел Павлюков, а также VR-режиссёр и исполнительный продюсер проекта Георгий Молодцов и 3D-разработчик и супервайзер Дмитрий Воробьёв.
Павел и Дмитрий известны игрой виртуальной реальности «Frustrain» для Quest 2. Её стилистика легла в основу Оксивиля, удачно вписавшись в задумку музыканта посвятить альбом музыке Пьера Анри.
Оксивиль создавали на Unity с учётом возможностей самых массовых, но не самых производительных мобильных очков «Quest» от Meta. Накопленный опыт оптимизации позволил уместить мир из 12 локаций со всеми анимациями и персонажами всего в 30 мегабайт, размером с один качественный музыкальный трек.
Ограничение VRChat на 25 одновременных пользователей в локации вылечили созданием восьми копий районов. Если в какой-либо параллельной копии оставалось слишком мало людей для ощущения коллективного погружения в контент, администратор незаметно перераспределял их по другим копиям, сохраняя запланированный эффект.
Город остаётся в VRChat, будет участвовать в международных фестивалях и откроется для публики к релизу альбома «Oxymore» во второй половине года. Разработчики рассматривают возможность опубликовать мир в виде отдельного приложения виртуальной реальности, а также видеоформатов, как традиционных, так и с полным погружением.
Это не первый виртуальный концерт Жарра. В прошлый Новый год телевизионную и онлайн-трансляцию концерта «Welcome to the Other Side» из виртуального Нотр-Дама, тоже воссозданного в VRChat, посмотрели более 75 миллионов человек. Проект получил несколько международных премий. Жан-Мишелю также принадлежит рекорд Гиннесса за самый массовый реальный концерт — 3,5 миллиона человек в Москве в 1997 году.
«С помощью Оксивиля я хотел создать воображаемый Музыкальный Город, состоящий из частей сломанных электронных инструментов, — рассказывает Жан-Мишель Жарр. — Каждый сможет познакомиться с ними на моих живых концертах. Этот проект представляет собой прекрасное визуальное сотрудничество с талантливыми российскими художниками, и в ближайшем будущем мы продолжим его развитие. Оставайтесь с нами!»